Многие ученые считают, что истинно народный опыт траволечения сохранился лишь в устных предания, передаваемые из поколения в поколение, и находится под угрозой полного забвения. Другие ученые , утверждают, что существуют письменные памятники народного медицинского опыта, отсылают нас к рукописным лечебникам, появившимся на Руси с письменностью.
До настоящего времени сохранилось около 250 русско — язычных рукописных лечебников. Согласно классификации В. Груздева (1946) следует различать лечебники — сборники, так называемые «прохладные вертограды», и травники. И оказывается, что лишь незначительная часть травников относится к народной медицине, а «прохладные вертограды», как почти все лечебники сборники, и значительная часть травников — это переводы текстов западноевропейских медицинских источников XV — XVI веков.
В старинных медицинских рукописях, и в первую очередь в травниках, значительное место отводится лекарственным средствам растительного происхождения и описанию лекарственных растений, из которых готовили водные отвары, настойки на водке, а для наружного использования — различные бальзамы, мази, пластыри, масла. Рекомендовались и обтирания, полоскания, ванны с лекарственными растениями. И в лечебниках значительное место занимают сложные составы и смеси, в том числе растительного происхождения.
Проникли к нам с европейскими травниками и сведения о целебных свойствах растений, использовавшихся древними греками. Европейские травники, появившиеся в XV — XVI веках, в значительной мере основывались на переводах древнегреческих и арабских авторов. Уже в XVI-XVII веках в России использовался целый ряд индийских лекарственных средств, в том числе и растительного происхождения: часть из них заимствована из индо — тибетской медицины, другие — из ставших известными через посредство арабской медицины в Европе.
Так например, индийская гвоздика находила у нас самое разнообразное применение. Ее использовали при слабости зрения, заболеваниях желудка, печени, сердца, закладывали в кариозную полость зуба. Уксус, настоянный на имбире, использовали от простуды.
Тибетская (индо -тибетская) медицина стала известной в России, проникнув через Монголию и Бурятию, когда буддийские монастыри — дацаны стали центрами культурного и медицинского просвещения. Кроме привозных растений, сибирские ламы использовали с лечебными целями различные заменители из местной флоры, такие растения входили в лечебную практику населения, а некоторые из них стали достоянием народной медицины.
Интерес к методам и средствам тибетской медицины в наши дни не ослабевает . Более 700 видов лекарственных растений Забайкалья, используемых тибетской медициной, представляют обширное поле деятельности для современных исследователей целебных свойст растений.